СТИЛИСТИЧЕСКИЙ СПЕКТР РОССИЙСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ СТИЛЯ ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ ОППОЗИЦИЮ РАЗГОВОРНОСТИ И КНИЖНОСТИ
Аннотация:
В данной работе разговорность рассматривается как стилистическая/ риторическая категория, как одна из основных «красок» русского языка в журналистике. Разговорность — примета диалогичности как стратегии обратной связи с аудиторией, свидетельство журналистского профессионализма. В то же время, реализуясь через ненормативные элементы языка (просторечие, жаргонизмы), разговорность в СМИ может восприниматься и как показатель невысокого уровня речевой культуры автора или издания. Представляется перспективным рассмотреть данную категорию в оппозиции разговорность — книжность как стилистико-типологическую черту, вслед за И. П. Лысаковой, и как культурно-речевую характеристику — на примере российской журналистики стиля жизни. Она дифференцируется, во первых, по функциям и тематике: новостной и гендерный глянец, фэшн- и трэвел-журналистика, городские журналы, телегиды и гиды выходного дня. Во-вторых, по качеству контента и оформления, по типу и характеру аудитории: «глянец» (массовый, элитарный и таблоидный) и «матовый» лайфстайл. Полюс разговорности занимают таблоиды, а полюс книжности — «матовые издания». Сниженность (как вариант реализации категории разговорности) является социо-стилистической нормой в молодежном и мужском «глянце» и (на наш взгляд) отклонением от сложившихся традиций — в женском «глянце».