ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ В РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ: ОШИБКИ ИЛИ НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ?
Аннотация:
В статье рассматриваются результаты орфоэпической части «Всероссийского тестирования по культуре речи». В частности, приводятся результаты выполнения школьниками и педагогами заданий, связанных с произношением согласных [ч’] и [ш] на месте буквосочетания чн и ударением в глагольных формах сорит, звонит и существительных бант, торт, шарф. Результаты тестирования сравниваются с данными экспериментов, в которых участвовали носители литературного произношения. Выясняется, что итоги анонимного массового тестирования не могут быть полезны при принятии кодификационного решения.
Однако анализ вышеупомянутых экспериментов, а также внутриязыковых тенденций позволил разграничить случаи, требующие пересмотра словарных рекомендаций, и варианты произношения, остающиеся за рамками литературной нормы. Статус вариантов произношения слов скучный, очечник и горчичник в орфоэпических словарях, вероятно, требуется пересмотреть, введя допустимые варианты произношения.