НАД КЕМ СМЕЕТЕСЬ? НАД СОБОЙ СМЕЕТЕСЬ! (О СМЕХЕ КАК РЕАКЦИИ ГОВОРЯЩЕГО НА СОБСТВЕННУЮ РЕЧЕВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ)


2023. № 4 (38), 136-148

Санкт-Петербургский государственный университет

Аннотация:

Объектом внимания в статье является смех как паралингвистический элемент (ПЭ) устного спонтанного монологического текста. На материале 28 монологов разного типа (чтение, пересказ, описание изображения, рассказ) из корпуса «Сбалансированная аннотированная текстотека», записанных от одного информанта (девушка, студентка-нефилолог, типичный экстраверт), показаны различные функции смеха как невербальной дискурсивной единицы: смех как маркер начала или конца текста; смех как реакция на что-то нетривиальное в речи (не в жизни, что в лингвистическом отношении менее интересно), в частности, на собственную языковую креативность; смех как реакция на ошибку или речевой сбой. Каждый речевой сценарий записывался от данного информанта четыре раза, в течение трех лет, с интервалом в два месяца каждый, что позволило, во-первых, анализировать действительные характеристики речи данной языковой личности, а не особенности, спровоцированные конкретной речевой ситуацией. Во-вторых, это позволило сравнивать полученные тексты между собой в разных аспектах, в том числе — прагмалингвистическом. Минимум смеха как ПЭ обнаружился в монологах чтения (0–2,46 % от общего количества токенов), максимум — в монологах, построенных по наиболее трудным коммуникативным сценариям: в пересказах (1,92–5,6 %) и в описаниях изображения (1,33–6,43 %). Значительное количество подобных ПЭ в исследованном материале можно рассматривать как смех говорящего над собой. Многие такие употребления смеха очевидно полифункциональны. Результаты этого и подобных исследований могут быть полезны в самых разных аспектах лингвистики, как теоретических (лингвистика текста, коллоквилистика, психо- и социолингвистика), так и сугубо практических (лингвокриминалистика, создание искусственного интеллекта и проч.).