ЦЕЗУРА В РУССКОМ СТИХЕ: ПОПЫТКА ФОРМАЛЬНОГО ОПИСАНИЯ
Аннотация:
В статье на основании формальных критериев предлагается описание такой категории русского стиха, как цезура. Наиболее совершенной попыткой описания цезуры в русском стихе была таксономия цезур Жирмунского — Бейли, на основании которой можно сформулировать такую классификацию метрических цезур, которая была бы применима ко всему корпусу русских поэтических текстов независимо от того, к какой системе стихосложения они принадлежат. Русская литературная версификация за более чем четыре века существования, как известно, пользовалась различными системами стихосложения, подчас комбинируя их друг с другом. Согласно общепринятой точке зрения, таких систем было три — силлабическая, силлаботоническая и тоническая. Границы между ними оставались проницаемы на протяжении всего существования русской письменной поэзии и остаются зыбкими и сейчас. Для всех этих версификационных систем актуально понятие цезуры, хотя в каждой из них оно используется по-разному. Настоящая статья представляет собой краткое введение в теорию цезуры, которое, однако, может быть использовано для дальнейших исследований этого вопроса на материале не только русской, но и мировой поэзии.