ИЗ ИСТОРИИ САПФИЧЕСКОЙ СТРОФЫ: ПРОБЛЕМА СЕМАНТИКИ
Аннотация:
Предмет исследования — семантика сапфической строфы, ориентированной на реконструкцию античного образца (без рифм). Несмотря на историческую удаленность от русской поэзии XVIII–XXI вв., логаэдическое четверостишие сохраняет связи с античными темами, топикой, стилем. В освоении сапфической строфы русскими поэтами выделяются три этапа: начало XVIII века, Серебряный век, начало XXI века. В основе этих эпох лежит «историзм эстетического ощущения» (М. Л. Гаспаров). Это выражается в том, что стихотворные формы содержат для поэта и подготовленного читателя память о том времени, когда они возникли. Представленная в статье подборка текстов мотивирована динамикой соотношения традиции и эксперимента со строфической формой. Содержание стихотворения, написанного античными логаэдами и строфами, требует соответствующего сти- левого решения и напоминает перевод с древнегреческого или латинского языков. Четверостишие Сапфо отсылает ассоциации читателя к истокам европейской поэтической культуры, даже если античные реалии в тексте не представлены. Избирая классическую строфу, поэт принимает на себя и обязательство выполнить художественное задание формы. Так сапфическая строфа, обеспечивая непрерывность поэтической традиции, служит передаче и сохранению культурной памяти.