РИТМИКА 5-СТОПНОГО РУССКОГО ЯМБА В XX ВЕКЕ
Аннотация:
Работа посвящена ритмике русского 5-стопного ямба XX века. Приводятся определение 5-стопного ямба и подход к формированию корпуса стихов для анализа ритмики. Получено распределение частот всех ритмических форм 5-стопного ямба. Используя ранговый критерий Ван дер Вардена, показано, что профиль удар- ности корпуса не зависит от принадлежности строк к различной клаузуле. Введено понятие ‘тип профиля ударности’; в корпусе выявлен 21 тип. Получено распределение типов профиля ударности для более чем 14 тысяч произведений. Приведены примеры принадлежности произведений к различным типам профиля ударности. Выявлено наличие цезуры различного вида у произведений пятистопного ямба; приведены примеры произведений с дактилической и женской цезурой. Показано, что «стих со свободной цезурой», которому посвящен параграф монографии Тарановского, неотличим от бесцезурного 5-стопного ямба, вследствие чего это ненужное понятие. Введено понятие ‘индекс ритмического репертуара’ и на его основе проанализирована близость корпусов 96 авторов. Анализируется влияние параметра «средняя ударность стиха». Показано, что так называемые законы «акцентной (регрессивной) диссимиляции» и «восходящего начала» никак не объясняют наличие семи типов профиля ударности у 96 авторов.