О МЕТРИКЕ ИГОРЯ ЧИННОВА


2022. № 3 (33), 11-35

Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН

Аннотация:

В статье исследуется метрический репертуар Игоря Чиннова (1909–1996), одного из наиболее виртуозных русских поэтов второй половины XX века. Приводится общая количественная характеристика используемых Чинновым метров (и других формальных параметров стиха) и анализируется их распределение по разным периодам творчества поэта. Также показано, что выделяемые в его творчестве три периода (условно, поэтика «парижской ноты», поэтика барокко и поэтика гротеска) имеют и отчетливые формальные корреляты. Для аскетической поэтики «па-рижской ноты» характерно преобладание классической метрики с высокой долей двусложников (и с индивидуальным для Чиннова 2-стопным анапестом), но в то же время эксперименты с логаэдическими дольниками, имеющими мало аналогов в русской поэзии XX века. Сменившая ее поэтика барокко приносит заметное увеличение доли трехсложных метров, дольников и тактовиков; в этом же периоде начинаются эксперименты с белым дольником и не всегда хорошо отличимым от него метризованным верлибром. Последний период с преобладанием поэтики гротеска наряду с возвращением двусложников и классической метрики в целом дает также некоторое увеличение доли верлибров, тактовиков и расшатанных дольников: стих этого периода либо нарочито прост, либо нарочито расшатан.