ПУНКТУАЦИЯ «ГОВОРЯЩЕГО» И ПУНКТУАЦИЯ «СЛУШАЮЩЕГО»: ОНОМАСИОЛОГИЧЕСКИЙ И СЕМАСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПУНКТУАЦИИ


2021. № 3 (29), 252-259

Институт филологии СО РАН

Аннотация:

В статье предлагается использовать в теории русской пунктуации различение ономасиологического и семасиологического подходов. Семасиологический подход, доминирующий в грамматических и лексикологических исследованиях, при описании пунктуации оказывается на вторых ролях. Связано это в первую очередь с доминированием в отечественной пунктуации нормативного подхода, ориентированного на пишущего и приравнивающего пунктуационную практику к совокупности одобренных нормой пунктуационных решений. Ономасиологический подход реализуется в первую очередь в организации и формулировках пунктуационных правил, в которых в качестве данного/темы представлены коммуникативные условия, семантика, грамматическая конструкция и/или лексическое наполнение контекста, а информация о предписываемом или рекомендуемом пунктуационном знаке помещена в рему. Выход за пределы нормативных употреблений пунктуационных знаков приводит к необходимости применения семасиологического (описательного) подхода, требующего понимания функциональных возможностей пунктуационного знака. Семасиологический подход предполагает также множественность интерпретаций, которая объясняется многоплановостью текстовых структур, наличием в них конструктивного, коммуникативного и семантического аспектов. Многие ненормативные пунктуационные решения могут, помимо интерпретации в качестве пунктуационной ошибки, оцениваться как способ решения задач коммуникативного членения текста, например, отделения друг от друга синтаксически не связанных компонентов или членения на синтагмы.