ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ЛИНГВОКУЛЬТУРНАЯ ЦЕННОСТЬ


2021. № 3 (29), 195-202

Смоленский государственный университет

Аннотация:

В статье рассматриваются орфографические нормы как ценностные установки, в которых отражен совокупный общественный и культурный опыт. Отмечается роль письма в социальном и культурном объединении общества. Подчеркивается значимость основных принципов русской орфографии: фонемного (морфологического), фонетического, традиционного. При усвоении данных принципов обучающиеся письму получают представление о фонемной и грамматической системах языка, о словообразовательных и лексических связях. В статье констатируется явное снижение уровня грамотности молодых людей, которое связано с общими неблагоприятными тенденциями в развитии языка: с проявлением антинормализаторства в речи, со снижением требований к нормативному оформлению текстов, с иноментальным и инокультурным влиянием, с широким распространением интернет-технологий, заменяющих самостоятельный поиск решения орфографических задач. Снижение грамотности выпускников школ обусловлено также заменой системного изучения орфографии установкой на усвоение алгоритмов выполнения заданий единого государственного экзамена. В статье проанализированы результаты проведенного со студентами диктанта и опроса, на основании которых делается вывод о существующих орфографических трудностях, традиционных для носителей языка. Одновременно констатируется достаточно высокий авторитет орфографических норм у представителей молодого поколения.