«ОЛБАНСКИЙ» ЯЗЫК В СТРУКТУРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА: АСПЕКТЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ


2021. № 3 (29), 166-175

Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н. А. Добролюбова

Аннотация:

Рассматриваются особенности использования «олбанского» языка в художественных целях — в качестве средства создания картин современности (активного сетевого общения, агрессивной коммуникационной среды в Интернете и др.), образа современного человека (пользователя Сети). Отражение на страницах литературных произведений такой специфической черты языка «падонков», как «антиграмотное» письмо, объясняется формирующейся в художественном творчестве тенденцией как можно более аутентично изображать виртуальную жизнь человека XXI в. Выявляется идентифицирующая функция олбанского языка, который, наряду с ником — нередко единственным именем героя книги, становится средством создания нового типа литературного героя — виртуального персонажа. Отмечаются сюжетообразующая и комическая функции специфического сетевого языка в художественном тексте. Воссоздание графических особенностей языка падонков как в речи персонажей, так и в речи повествователя (рассказчика) является важным изобразительным средством в современной литературе. Включение в художественную речь текстовых единиц, восходящих по своему генезису к интернетдискурсу, с одной стороны, обновляет её, с другой — закрепляет доминирующий в цифровую эпоху принцип восприятия информации — принцип визуализации. Материалом исследования послужили тексты отечественных авторов, использующих в качестве нового композиционного приёма сетевой диалог героев.