СТРАТЕГИИ КОМИЧЕСКОГО. ПЕРИФРАЗИРОВАНИЕ ИДИОМЫ (КРОССВОРД, АНЕКДОТ)


2020. № 2 (24), 292-303

Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН

Аннотация:

Цель статьи — обратить внимание на характерную для современной вербаль- ной коммуникации экспансию экспериментальной метафоры. Специальный объект внимания — факты, подтверждающие активное использование препарированной идиоматики, вовлекаемой в языковую игру. Изучаемые приемы комического иллюстрируют: 1) смысловые смещения, обусловленные фигуральной логикой; 2) буквализацию фразеологизмов; 3) «мерцающие» смыслы, извлекаемые из ре- конструируемого надтекста, подтекста, затекста; 4) информацию на языке жеста и др. В статье также прокомментирован характерный для современной игровой риторики опыт контаминаций, нивелирующих междужанровые различия «кроссворд ↔ анекдот». В таких случаях отправитель информации выполняет сверхзадачу. Например, в анекдоте об ученом, разгадывающем кроссворд и сосредоточенном на поиске антонима к слову эврика, комический эффект сопровождается шлейфом производных ассоциаций. «Целительные рецепты» от фрустрации (‘обман, неудача, тщетная надежда’) облечены в форму фразеологизмов, подсказанных затекстом. В результате соль анекдота (его суперсмысл) дополняется прагматически значимой информацией. Продукты остроумия стимулируют творческую инициативу читателя-разгадчика при интерпретации тенденциозных анекдотов. Изучаемый материал демонстрирует неисчерпаемость креативного потенциала языка и подтверждает эвристическую результативность экспериментаторов в области игровой риторики.