СПОСОБНОСТЬ МОДИФИЦИРОВАТЬ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДТЕКСТА КАК ПРИМЕТА ПЕРВОГО ДИСКУРСИВНОГО ПЛАНА В ЛИРИЧЕСКОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ
Аннотация:
В прототипическом случае лирический текст распадается на эмпирическую часть, где представлен какой-то переживаемый автором (точнее, лирическим героем) опыт, и фокус, т.е. часть, в которой автор приходит к тому или иному обобщению, открытию важной истины и/или в которой существенным образом изменяются его взаимоотношения с миром и/или с самим собой. Это ключевое для лирики композиционное противопоставление получает множество собственно лингвистических манифестаций, значительная часть которых связана с ощутимым повышением информативности в «итоговых» фрагментах. Одна из таких примет «итога» рассматривается в настоящей статье. Показано, что при прочих равных условиях лучшие шансы стать главным содержательным открытием имеет фрагмент, способный ретроспективно воздействовать на интерпретацию предтекста. Вынуждать переосмысление эмпирических фрагментов фокус может несколькими способами. Во-первых, он может в некотором плане обеднить их содержание, по сравнению с тем, какое мы были бы склонны им приписать в его отсутствие. Во-вторых, иногда фокус заставляет пересмотреть уже как будто присутствующие в более ранних частях текста смыслы, в частности сложившиеся там дискурсивные связи, и заменить их другими смыслами. В-третьих, бывает так, что в определенный момент своего развития лирический текст мог бы уже восприниматься как завершенный, однако к этому «как бы завершенному» фрагменту добавляется еще один, разрушающий возникшее представление о законченности — и он-то как раз и становится фокусным. В-четвертых, нередко случается, что если в развитии лирического текста просматривается та или иная общая тенденция, то именно фокус ее нарушит, тем самым переводя из ранга твердых правил в гораздо более низкий ранг статистического предпочтения.