ЕЩЕ РАЗ О ГОРДОСТИ В ИСТОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКА И РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ: ОТ «ДЕМОНСКОЙ ТВЕРДЫНИ» К ЧУВСТВУ СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА


2020. № 2 (24), 257-277

Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН,
Московский педагогический государственный университет, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет

Аннотация:

В статье делается попытка проследить историю языковых выражений, соотносимых с понятием «гордость», на протяжении последних двух веков, а также установить связь этих изменений с перестройкой русской языковой картины мира. В русской языковой картине мира, как и в картинах мира многих других языков, сформированных под влиянием традиционной христианской этики, гордость в течение долгого времени понималась как общая жизненная установка, состоящая в чрезмерно и необоснованно высоком мнении о самом себе, часто сочетающемся с презрением по отношению к другим. Это понимание в значительной мере определялось христианской этикой, в которой гордость считалась первым из смертных грехов и противопоставлялась смирению. Постепенно, в процессе секуляризации общества, а также в связи с распространением романтических настроений, понятие «гордость» стало переосмысляться. Гордость стала пониматься как чувство человека, который думает, что с ним связано нечто хорошее, из-за чего другие люди будут думать о нем лучше, а в качестве общей жизненной установки гордость стала восприниматься как нечто близкое «чувству собственного достоинства». Рассмотренные семантические сдвиги отражают некоторые изменения русской «наивной этики».