ЦЕЗУРА В РУССКОМ 5-СТОПНОМ ЯМБЕ И ЕЕ РОЛЬ В РИТМИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ ЭТОГО РАЗМЕРА


2019. № 3 (21), 181-202

Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН

Аннотация:

Русский 5-стопный ямб — один из самых распространенных и один из самых хорошо исследованных размеров. Исчерпывающе подробное описание его ритмики на материале XVIII—XIX вв. было сделано К. Тарановским еще в середине ХХ в. (Тарановский 2010), а затем дополнено М.Л. Гаспаровым (Гаспаров 1974; 2002). Тем не менее, в истории этого размера остаются «слепые зоны», связанные как с тем, что за время, прошедшее с упомянутых классических работ, были опубликованы важные тексты, проясняющие некоторые детали его эволюции, так и с тем, что подход классиков русского стиховедения предполагал детальное исследование профилей ударности, но почти игнорировал другие ритмические факты стиха, прежде всего цезуру. Отчасти это было связано с тем, что русское стиховедение 1960–1970-х гг. стремилось создать теорию метрики с чистого листа, подвергнуть ревизии все то, что составляло предмет старых руководств по поэтике и стихосложению. В этом оно было близко лингвистическому структурализму, хотя последний воспринимался скептически М. Л. Гаспаровым и его последователями.

Для того чтобы показать влияние этих несвоевременно отброшенных ритмических фактов на эволюцию 5-стопного ямба, я произведу частичную ревизию истории этого размера в том виде, в каком она изложена у К. Тарановского и М. Л. Гас- парова. Это позволит показать, что граница между классическими размерами (такими как 5-стопный ямб) и неклассическими (такими как дольник и тактовик) не должна восприниматься как непреодолимая: последние являются прямыми следствиями эволюции ритма первых. Однако это невозможно показать, если руководствоваться принятыми в русском стиховедении способами анализа ритмики стиха, стремящимися изолировать различные типы размеров, избегая вопроса о том, как они могут быть связаны друг с другом. Для того чтобы сделать эту связь ясной, я вернусь к понятию цезуры как к ключевому для анализа стиха и попытаюсь показать, каким образом оно позволяет уточнить эволюцию русского 5-стопного ямба.