КОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ МИР И ЯЗЫКОВЫЕ СТЕРЕОТИПЫ
Аннотация:
В данной статье рассматривается связь веры, культуры и языка на материале трех русских конфессиональных групп: старообрядцев, молокан и духоборцев. Анализируются виды языковых и отчасти речевых стереотипов, выражающих значимые религиозно-культурные смыслы. «Конфессиональный мир» определяется как ‘система конфессиональных ценностей с примыкающей к ней совокупностью правил и запретов, возникшая в результате слияния вероучения и культурных традиций, а также сообщество, живущее по правилам этой системы’. Язык конфессионального мира составляет часть русского языка этих сообществ, однако очень существенную по значимости. Предлагаются и анализируются примеры использования типов и форм собственного имени как скреп конфессионального сообщества. Показано, что для обозначения конфессиональных смыслов создаются морфологические и синтаксические неологизмы (исправа, добрая чашка у старообрядцев-беспоповцев, сказатель, открыша, псалом с рамкой у молокан и т. д.), ставшие стереотипами. Конфессиональными стереотипами являются формулы приветствий, обрядовых действий, а также паремии (пословицы и загадки); последние практически не описаны. Язык конфессионального мира — сложный предмет исследования; сопоставительное описание языка разных конфессиональных миров представляется весьма перспективным.