ЯЗЫКОВЫЕ НОВАЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Л. Н. ТОЛСТОГО 1870–1890-Х ГГ. НА ФОНЕ СЕМАНТИЧЕСКОЙ И СТИЛИСТИЧЕСКОЙ НЕОЛОГИИ ЕГО ТВОРЧЕСТВА*


2019. № 1 (19), 92-98

Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого

Аннотация:

Творчество Толстого почти не содержит неологизмов в традиционном их понимании. Исключение составляют отдельные производные слова, которые могли быть впервые употреблены Толстым или же которые Толстой вместе с другими авторами-современниками одним из первых зафиксировал в своих произведениях. В произведениях Толстого фиксируются главным образом семантические новации, отражающие смысловое расширение слова путем придания ему нового, не отмеченного ранее значения. Подобные семантические расширения можно условно разделить на две группы: образные (тропеические) и сугубо номинирующие (нетропеические). К области творческих новаций Толстого относится расширение сфер использования тех или иных слов (стилистическое и функциональное расширение). Достаточно часто Толстой переносил слова из сферы обычного употребления в контексты философски-публицистические, наделяя их значением морально-этических категорий. Отдельные просторечные и диалектные слова (или значения) Толстой вводил в литературный оборот с целью определения каких-либо социальных понятий. Сфере лексических новаций Толстого принадлежат также впервые сделанные им русские транскрипции и транслитерации отдельных, преимущественно французских, слов, которые были впервые употреблены в кириллическом написании именно Толстым. Некоторые лексемы в силу их частотного использования Толстым приобрели в русском языке своеобразную «печать» его творчества, включенную в коннотативный и прагматический компоненты их значения.