НОВОЕ СЛОВО И НОВЫЙ СЛОВАРЬ: ПРОБЛЕМЫ ОПИСАНИЯ СЕМАНТИКИ В ОНЛАЙН-СЛОВАРЯХ СЛЕНГА
Аннотация:
В докладе на материале русского языка рассматриваются онлайн-словари сленга, которые создаются и пополняются самими носителями сленга и существуют только в виртуальном виде. Выявляется важность их исследования для теории неографии. Уделяется внимание проблемам их макро- и микроструктуры: отбору лексики, разграничению многозначных слов и омонимов, наличию большого числа вариантов, структуре словарной статьи. Выявляются параметры статьи онлайнсловаря, которые подразделяются на два типа: параметры, специфичные для онлайн-словарей (дата добавления лексической единицы, автор статьи, рейтинг как отражение его оценки носителями (количество «за» и «против»), наличие тегов (меток), соотносящих слово со сферами его употребления), и параметры, общие для разных типов словарей (характер заглавного слова, семантика слова, отраженная в его дефиниции, и иллюстрации его употребления). На основе анализа более полутора тысяч словарных статей выявляются основные приемы семантизации слов в онлайн-словарях: филологические толкования, синонимы. Устанавливаются отличия этих приемов от тех, которые используются в словарях, созданных профессиональными лингвистами (повторы заглавной единицы, дублирование синонимов, наличие «включений», энциклопедичность толкования, построение толкований как речений-определений).