ЯЗЫКОВАЯ ИГРА В КОНСТРУИРОВАНИИ ПОЭТИКИ КОМЕДИЙНОГО КИНОДИСКУРСА*
Аннотация:
Статья посвящена проблеме разработки теории и методологии изучения поэтики кинодискурса, особой значимостью в формировании которой обладает креативное использование языковых образных средств. В статье предпринимается попытка обосновать возможность рассмотрения поэтики кинодискурса как особой области научного поиска, берущей свое начало в работах представителей формализма. С этой целью анализируются исторический контекст возникновения и развития поэтики кино, особенности подхода русских формалистов к искусству и литературе, утверждающего примат игры и эксперимента в любом виде творчества, в кинотворчестве в частности, что логически приводит к постановке вопроса о релевантности языковой игры в последнем. Принимая во внимание видо-жанровое разнообразие кинодискурса, изучение языковой игры как фактора построения его поэтики проводится на материале отечественных кинокомедий 1960-х гг. В результате исследования выявляется ведущая роль такой разновидности языковой игры, как фразеоигра. В статье описываются шесть основных стратегий модификации фразеологизмов, применяемых в анализируемых кинокомедиях. Особое внимание уделяется свойственной поэтике кинодискурса стратегии визуализации фразеологических единиц, осуществляемой с помощью монтажа кинокадров. Проведенное исследование приводит к выводу о том, что языковые единицы, «преобразованные» языковой игрой, формируют особый пласт художественных средств в поэтике комедийного кинодискурса.