НОВЫЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭКСПРЕССИВНЫЕ НАИМЕНОВАНИЯ ОКОЛОЦЕРКОВНЫХ ЛЮДЕЙ КАК ПОПЫТКА ЗАПОЛНЕНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ ЛАКУНЫ
Аннотация:
В статье рассматриваются сквозь призму семантики и социолингвистики появившиеся в православной среде в последние годы прошлого века отрицательно окрашенные экспрессивные слова, употребляемые прихожанами с оттенком высокомерия для названия разных групп околоцерковных людей. Критерием выделения групп является частота и цель участия в богослужении. Ядро классификации составляет оппозиция прихожане — захожане, среди которых в свою очередь выделяется целый ряд видовых разновидностей: водяные, куличи, подсвечники, писатели, привожане, пасхальники, принесенцы и др. Кстати, все перечисленные наименования характеризуются негативной окраской разной интенсивности. Наименее негативным является употребляемое чаще других слово захожане, обозначающее тех, кто формально следует внешней, обрядовой стороне религии, и являющееся по отношению ко всем перечисленным словам гиперонимом. С формальной точки зрения в рассматриваемой группе выделяются неосемантизмы, т. е. семантические неологизмы, слова, внешне совпадающие со словами общего языка, но приобретающие другие значения, например: куличи, подсвечники, писатели, и отглагольные существительные, образованные преимущественно при помощи суффикса -анин, например: заходить – захожанин, проходить – прохожанин, приводить – привожанин. Все анализируемые слова разговорные по своей сути, однако кажется, что их функция не ограничивается обогащением эмоционально окрашенной лексики. Лексема захожане, ярко выделяющаяся из анализируемой группы, получившая почти терминологический статус при классификации групп воцерковленных и околоцерковных людей, хорошо ложится в семантическую систему и заполняет лексическую лакуну.