СЕМАНТИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ В ИДИОСТИЛЕ ВЕНЕДИКТА ЕРОФЕЕВА


2019. № 1 (19), 184-190

Дебреценский Университет, Институт славистики

Аннотация:

Статья посвящена вопросам неологии Венедикта Ерофеева, творчество которого отличается подчеркнуто раздробленным языком и лексическими нововведениями. В рамках разбора перечисляются разновидности новых слов, способы их образования и употребления в поэтическом тексте «Записки психопата». Исследуются и переосмысления существовавших до этого выражений и явлений языка литературы. Наш подход основывается на трудах таких выдающихся лингвистов, как А. А. Потебня, В.В. Виноградов, Г. О. Винокур и В. П. Григорьев. Анализ способов и форм отражения инноваций, проведенный на этом материале, позволяет сделать выводы о возможностях пополнения лексикона русского языка его собственными и заимствованными ресурсами. Звукобуквенный повтор «р» становится индексом как разговорного или «пьяного» словоплетения, так и литературности. В дополнение к этому отметим, что наблюдаемые заимствования иностранных слов и англицизмов в составе неологизмов в силу их функции передачи экспрессивности и «культовости», а также обнажения штампов, как воспроизводят типичные приемы начала ХХ века, так и предвещают характерную тенденцию в узуальном употреблении слов русского языка начала ХХI века. Таким образом, у Ерофеева манифестируется связь между изрыганием и словом-блудом как формой освоения классической и модернистской литературы.