СИСТЕМНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В СТРАТЕГИЯХ НОВИЗНЫ В ЯЗЫКЕ ПОЭЗИИ


2019. № 1 (19), 11-20

Институт языкознания РАН

Аннотация:

Вопрос о неологии во многом определяется отношением к новому в ту или иную эпоху и зависит от языковых доминант в культурных системах. В поэзии последних десятилетий можно наблюдать системные изменения стратегий предъявления новизны и отношения к новому. Современную эпоху можно определить как власть нового и как безраздельное господство креативного. Изменение отношения к новому связано с протестом против требования креативности как основного буржуазного мандата нашего времени. Если в культурной системе ХХ в. новое преподносилось как чужое для адресата с целью его первоначального отторжения, а затем подчинения и в конечном итоге признания нового как своего (эпоха постмодерна здесь не является исключением), то в языке поэзии начала XXI в. заметна стратегия хеджирования нового вместо стратегий его демонстративного предъявления и брендирования. Языковые механизмы в поэзии подразумевают удержание нового как совпадения, не акцентирующего противоречие нового и старого. Это не отказ от нового, так как новой является сама идея времени, но это новое без апологии инновации, без инициации. Новое возникает как восприятие целостности, а не как результат анализа. Традиционная неология в настоящее время — это прерогатива обыденной речи, коммуникации и медийного пространства, что противоречит задачам поэзии, и задача поэзии последних лет — противостоять диктату креативности