Фундаментальное исследование феномена речевой сегментологии (с учетом когнитивной рефлексии и коммуникативно-деятельностного подхода)
Аннотация:
В статье анализируются экспериментальные подходы к исследованию процессов смыслового декодирования речевого высказывания применительно к монологу и диалогу на материале русского языка. Особое внимание уделено проблемам смысловой и квазисмысловой макросегментации звучащей речи (по Р. К. Потаповой). В ходе исследования проведены перцептивно-зрительные и перцептивно- слуховые эксперименты.
Материалом для первого эксперимента послужили фонограммы монологов, представленные в преобразованном письменном варианте (квазитексты), где были исключены все знаки препинания, прописные буквы, пробелы между словами и маркеры абзацного членения.
На основе квантитативного вероятностно-частотного анализа данных можно сделать вывод, согласно которому установление границ смысловых сегментов квазитекста носит вероятностный характер. Локализация границ и вариативность способов маркирования определяется выбором того или иного типа маркера и семантической структурой текста.
Предполагается, что процесс восприятия, когнитивного анализа, осмысления и семантического «восстановления» текста с учетом медиа- и макросегментации письменной и устной речи активизирует разноуровневые речемыслительные процессы на базе когнитивной рефлексии и коммуникативно-деятельностного подхода. Степень вариативности медиасегментации при восстановлении текстов существенно ниже, чем степень вариативности макросегментации.
Во втором эксперименте проанализирован материал, включающий дистантные опосредованные устноречевые диалоги (телефонные переговоры), которые после преобразования — перевода в письменную форму и удаления знаков препина-ния — были предъявлены испытуемым. Эксперименты проводились также в двух режимах: перцептивно-слуховом и перцептивно-зрительном.
Результаты экспериментов показали, что тенденция выделения маркеров ядерной, промежуточной и маргинальной зон наблюдается во всех вариантах сегментации. Однако отличия наблюдаются как в количестве, так и в локализации отмеченных испытуемыми границ.
На основе проведенного многоэтапного экспериментального исследования предпринята попытка определить когнитивную специфику функционирования лингвистического механизма применительно к декодированию смысловой информации в речемыслительной деятельности человека в затрудненных условиях.