Наклейки на автомобилях как малый жанр в системе речевого взаимодействия на дороге


2017. № 3 (13), 89-96

Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики

Аннотация:

Статья посвящена относительно новой форме городского общения — наклейкам на автомобилях (речь идет о разных надписях и слоганах нерекламного характера, которые автовладельцы приклеивают на стекла, двери и бамперы своих автомобилей). Наклейки на автомобилях рассматриваются как малый речевой жанр. Прежде всего мы даем характеристику коммуникативной ситуации, в которой данный жанр реализуется. Основными тенденциями речевого общения в ситуации трафика являются интерактивность, языковая игра, творческое начало и конкуренция. Участники коммуникации взаимодействуют в рамках трех основных ситуаций: «водитель ↔ водитель», «водитель ↔ сотрудник дорожной полиции», «водитель ↔ пешеход». В зависимости от этого в наклейках реализуются различные коммуникативные стратегии: сообщение, оправдание, предупреждение, самоутверждение, угроза, призыв и другие. Наклейки на автомобилях различаются не только по своей коммуникативной направленности, но и по тематическому содержанию. Среди основных тематических категорий, представленных в наклейках, можно перечислить следующие: дорожное движение, личная информация о водителе, политический и патриотический дискурс. Велико число наклеек, имеющих сугубо фатическую направленность: это, например, наклейки-благодарности. Помимо прочего, в статье приводится сравнение речевого взаимодействия на дороге посредством наклеек с интернет-общением в чате, где определяющим фактором является анонимность участников.