Игровая риторика — практикум по культуре речи


2017. № 3 (13), 59-67

Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН

Аннотация:

В статье представлены результаты изучения современных кроссвордов в когнитивно-лингвистическом аспекте. В центре внимания автора статьи: (1) кроссворд как продукт остроумия и как специфическая модель общения с читателем-разгадчиком; оценка (в первом приближении) жанрово-стилистических особенностей языковой игры-загадки; (2) кроссворд как приобщение разгадчика к проблемам, относящимся к собственно лингвистической компетенции (лексическая полисемия; полиноминализация; эллипсис в конструкциях с прилагательными и др.); (3) смысловые смещения, обусловленные фигуральной логикой; окказиональная метафорика в комбинации с «тайнописью» идиомы и др. приемы, дезориентирующие и одновременно выполняющие роль подсказки. Аргументация тезиса, согласно которому современный кроссворд представляет собой практикум по культуре речи, сводится к следующему. Искомое слово в кроссворде не толкуется, а подсказывается по опознавательным приметам, избираемым произвольно. Объект «толкования» здесь свободно модифицирует свой статус: составитель то имеет в виду экстралингвистическую реалию (означаемое), то фиксирует внимание на самóм способе означивания. Изучаемый кроссворд широко использует идиоматику различного синтаксического формата и функционально-стилистической принадлежности, включая (I) афоризмы и (II) коллокации (клишированные речения, не являющиеся законченными и обобщающими суждениями). Задача разгадчика — мысленно реконструировать (опознать) подразумеваемый фразеологический контекст, включающий искомое слово. Компоненты подразумеваемых клишированных словосочетаний творчески перефразируются на основе произвольных аналогий. Ассоциируемый признак угадывается не только по расхожему речению, наводящему на правильный ответ, но также по ключевому слову, которое служит специфическим «культурным знаком», намекающим на обычай, поверье, народную примету. Разгадывание кроссворда — это своего рода добровольный самоэкзамен: читатель получает возможность оценить уровень своей образованности как член социума, и свою интуицию как носитель языка.