Дай Бог не последний ! (о вирусной эвфемизации в контексте массовой речевой культуры)


2017. № 3 (13), 43-52

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

Аннотация:

На примере проникновения во многие сферы русской речи прилагательного крайний как эвфемистического заменителя слова последний в статье рассматривается феномен «вирусного» распространения речевых новаций. По мнению автора, скорость и масштабы их внедрения в дискурсивные практики современного русского языка не позволяют относить данные факты к речевым ошибкам и требуют поиска иных причин, которые лежат в сфере коммуникативно-прагматической и когнитивной специфики функционирования языка.

Выборка материала по базе данных «Медиалогия» осуществлялась методом моделирования возможных сочетаний существительного с прилагательным крайний в эвфемистической функции. Гипотеза основывалась на фактах прецедентной встречаемости в СМИ и блогосфере сочетаний типа крайний матч, крайний концерт, крайний отчет и поиске подобных сочетаний применительно к сферам деятельности, где имеется определенная доля риска и непредсказуемости.

На основании полученных данных были выявлены разнообразные сферы эвфемистической замены лексемы последний. Учитывая традицию культурно-речевых оценок данной замены в научной и «наивной» лингвистике, проведен анализ метаязыковой рефлексии носителей языка по поводу конкурирующих номинаций.

Исследование позволило сделать вывод о динамических процессах «новой русской эвфемизации». Они обусловлены особенностями распространения речевых новаций, мотивированных, с одной стороны, языковой модой, а с другой — ложными представлениями о магической силе слов. Обе причины побуждают говорящих репродуцировать эвфемистические модели на уровне речевого автоматизма, что приводит к их вирусному распространению, в первую очередь, в новых медиа и блогосфере.