Предложение как текст: стилистический и культурно-речевой аспекты
Аннотация:
В статье предпринята попытка дать системное объяснение целому ряду явлений лингвистики текста, синтаксиса предложения, стилистики и культуры речи. Текст предлагается рассматривать как такую коммуникативную единицу речи, которая с точки зрения содержания характеризуется смысловой законченностью, а с точки зрения формы — отдельностью оформления, т. е. выделенностью текста при помощи пробелов, заголовков и некоторых других средств. При этом назначение отдельности оформления состоит в том, чтобы проинформировать получателя о необходимости обнаружить в воспринимаемом им речевом произведении смысловую законченность. Предлагаемый подход дает основания говорить об иерархичности строения текста, в состав которого могут входить более мелкие компоненты (части, главы, наконец, абзацы), которые обладают отдельностью оформления, как следствие, относительной смысловой законченностью и тоже являются текстами. Исходя из предлагаемого подхода к тексту, минимальным по размерам текстом следует считать предложение. Квалификация предложений как минимальных текстов позволяет с единых позиций объяснить целый ряд известных фактов. Так, текстовая природа предложения объясняет причины, по которым составители официальных текстов стремятся к оформлению любых юридически самостоятельных компонентов делового документа в виде одного (нередко весьма громоздкого) предложения; дает ответ на вопрос о том, почему в художественной и разговорной речи для выражения повышенной коммуникативной значимости любого компонента сообщения он может быть оформлен в виде отдельного предложения и, наоборот, почему пониженная коммуникативная значимость сообщения выражается его оформлением в виде части сложносочиненного, бессоюзного сложного или сложноподчиненного предложения.