Опыт описания сферы незнания и интереса носителя языка (на материале языкового сознания воронежцев)


2017. № 3 (13), 28-34

Воронежский государственный университет

Аннотация:

В статье рассматривается «сфера незнания и интереса» в языке, выявленная с помощью анализа вопросов, заданных воронежцами лингвистам в 2011–2016 годах на различных общественных просветительских мероприятиях, в обращениях на радиопрограммы, службу русского языка. Характеризуются актуальные для массового носителя языка аспекты лингвистических знаний и побудительные мотивы запроса информации: 1) собственно незнание в области языковых норм (мотивированное и немотивированное); 2) интерес и любопытство, не связанные с проблемами нормативного употребления; 3) необходимость помочь детям в выполнении школьного задания; 4)потребность высказать личные (субъективные) представления о языке (гипотезы о значении и происхождении слов, тиражирование языковых мифов, комментирование языковой ситуации в городе и стране); 5) предложения по «совершенствованию» языка и речи, особенно в средствах массовой информации. Выявляются такие особенности обыденного языкового сознания носителей языка, как: отождествление слова и предмета; стремление найти мотивированность значений слов, объяснить происхождение слов на основе звукового сходства; неумение осмысливать образное употребление слов; подмена анализа языковых явлений анализом действительности; неприятие вариативности. По данным исследования устанавливается, что приоритеты жителей региона в области лингвистических знаний таковы: лексические нормы, грамматические нормы, сведения о собственных именах, орфографические нормы. Положительной тенденцией является постоянная требовательность воронежцев к правильности речи в средствах массовой информации.