Грамматика понимания и грамматика порождения текста и проблемы вербального обучения


2017. № 3 (13), 238-246

Российский государственный гуманитарный университет

Аннотация:

Исследуя проблему снижения эффективности вербального обучения, автор анализирует ответы студентов на вопрос по содержанию лекции. Спонтанные высказывания, ставшие нормой под воздействием письменной онлайн-коммуникации, делают невозможным расценивать ответы студентов как полноценные утверждения, так как в них отражаются и различные этапы процесса мышления, и несовершенство навыков порождения письменного текста. Автор считает, что на материале спонтанной письменной речи можно исследовать асимметрию языковой системы. Анализ материала показывает, что «грамматика понимания» семантична и опирается на знание фреймов (у эксперта) и случайные ассоциации (у профана), а «грамматика порождения» синтаксична и опирается на знание точных значений непредикативных слов (умение выбирать из ряда синонимов) и богатство ментального словаря предикативных и связочных слов (они не воспроизводятся при пересказе текста).