Русский четырёхстопный хорей: ритм — язык — проблема типологии
Аннотация:
Русский четырёхстопный хорей по языковым данным «пеоничен». Это, однако, не может помешать поэту разнообразить ритмический репертуар данного стихотворного размера. В XX в. стремление к ритмической неоднородности хореического четырёхстопника привело к его своеобразной «ритмической поляризации». Некоторые образцы русского 4‑ст. хорея в этот период выдержаны, как и прежде (XVIII–XIX вв.), в традиционном ритме, приближающемся (с учётом ряда ограничений) к языковой норме; другие же стихотворения дают пример доминирования гексонической (шестисложной) инерции (ср.: Бéженскăя мŏстовáя…). Статья содержит анализ четырёхстопного хорея Цветаевой, подтверждающий этот тезис. Рассматриваются и другие примеры. Кроме того, выполненные наблюдения над хореическим стихом дали возможность в очередной раз продемонcтрировать фиктивность двух так называемых стиховых законов: «закона стабилизации первого между безударного ударения в стихе» и «закона регрессивной акцентной диссимиляции». Существенно важен для нас также вывод о недостаточности средних оценок при анализе стихового ритма: ритмическое своеобразие отдельного стихотворения не проявляется, как правило, в усреднённых данных обычного типа. Вторая часть статьи посвящена проблеме ударности предпоследней стопы хореического четырёхстопника. На примере хорея удаётся достаточно просто показать ошибочность тезиса о тенденции к искусственному облегчению предпоследней стопы стиха «по контрасту» с заключительной ударной константой. Этот вывод лишний раз подтверждает важность детального анализа языковых тенденций стиха, причём подобный анализ должен предшествовать изучению собственно ритмической структуры произведения.