Строфика Т. Г. Шевченко


2017. № 1 (11), 289-299

Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко

Аннотация:

В статье рассматривается малоисследованный аспект версификации украинского поэта Тараса Шевченко — своеобразие строфической организации его стиха как элемента романтической поэтики. Уже в его ранней поэзии под влиянием народного творчества, особенно таких эпических жанров как дума и баллада, проявляется тенденция к разнообразию и динамизму, в частности отказ от симметричных равнострофических форм и широкое использование нетождественных астрофических и смешанных структур (в балладе «Причинна» 1837, в поэмах «Гайдамаки» 1841 и «Гамалiя» 1842 и др.), текучесть строфических форм присуща и лирическим жанрам («Думка» (I–IV) 1838 и др.). В годы ссылки (1847–1850; 1850–1857) и освобождения из неволи (1857–1861) творческие искания поэта приводят к большей структурированности и симметричности его строфических композиций.