Цезура в русской теории стиха от Мелетия Смотрицкого до Андрея Белого*


2017. № 1 (11), 146-157

Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН

Аннотация:

В статье рассматривается рецепция понятия «цезура» в русской стихологической литературе XVII — начала ХХ века. Подробно прослеживается, каким именно образом это понятие, заимствованное из античной метрики, видоизменялось различными теоретиками стиха для того, чтобы применяться к современной им поэзии, использующей силлабическую или силлабо-тоническую, а отнюдь не квантитативную (как греческая и латинская) систему стихосложения. Среди «героев» статьи Милетий Смотрицкий, Василий Тредиаковский, Антиох Кантемир, Николай Остолопов, Александр Востоков, Петр Перевлеский, Федор Корш и другие. Ни для одного из этих теоретиков стиха цезура не была центральным предметом исследования, однако, как показано в настоящей статье, именно учение о цезуре часто становилось «слабым местом» их теоретических построений, зачастую обрушивавшим всё здание учения о стихе. Тем не менее, ряд подобных работ, относящихся к «донаучному» периоду русского стиховедения, демонстрирует достаточно глубокое понимание явления цезуры, которое может быть подкреплено современными исследованиями по метрике, ориентирующимися как на квантитативный, так и на типологический подход. В статье приводятся по возможности пространные выдержки из труднодоступных стиховедческих сочинений XVIII–ХХ веков и проводится анализ предлагаемых в них концепций с точки зрения современного состояния науки о стихе.