Постулат о невозможности бессмысленного текста в свете лингвистики креатива


2016. № 1 (7), 99-110

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Аннотация:

В работе рассматриваются лингвистические, лингвопрагматические и общесеми-отические условия возникновения осмысленности художественного высказывания, не имеющего возможности осмысления в рамках моделей стандартного функционирования языка. Текст в этом аспекте рассматривается как коммуникативное событие в поле речевого взаимодействия «автор»/«читатель». Доказывается, что рецепция адресата/читателя имеет потенциал восполнения смысловых «лакун» и осмысляемости языковых и текстовых девиаций как в рамках художественной модели, предлагаемой автором, так и вне этих рамок. Фундаментом подобного подхода является понимание смысла как функции читателя, а не автора; как функции пропозициональной установки, а не пропозиции; как импликатуры дискурса особого типа. На этой основе предлагается постулат о невозможности бессмысленного текста. Также устанавливается градация бессмысленности (в каком смысле «бессмысленность»): онтологическая, логическая, семиотическая, эпистемологическая, семантическая, грамматическая, прагматическая и пр. Т.е. высказывание может быть «бессмысленным» на одном уровне рецепции, но вполне осмысленным на другом. В целом выявлено три типа условий, формирующих невозможность бессмысленного текста в поле читательской рецепции: прагматические, семиотические и культурные условия. Это в свою очередь позволяет постулировать особую интерпретацию категории «художественности» как такого качества/свойства текста, на котором исчезает сама возможность бессмысленности. Текст как антиэнтропийная сущность всегда противостоит хаосу и бессмысленности реальности, даже еcли при первом приближении ощущается как «бессмысленный».