Набоков: школа креативного чтения*


2016. № 1 (7), 393-410

Институт русского языка им. В.В. Виноградова РАН

Аннотация:

В статье М. В. Ляпон («Набоков: школа креативного чтения») аргументируется ценность Набокова как информанта для когнитологов, изучающих эвристически активную личность. В случае Набокова речь идет о личности, сочетающей в себе черты э с т е т и ч е с к о г о человека (дар художника) и человека т е о р е т и ч е с к о г о (исследователя, классификатора).

Лингвистический эксперимент Набокова (его художественная практика) служит поводом для поиска глубинных мотиваций психологического характера, объясняющих тягу писателя к игровой риторике, в частности, к образованию гибридных метафор, контрметафор, к столкновению буквализма и фигуральности, к изобретению метафорических сценариев разного формата и др. приемов, которыми Набоков целенаправленно вводит нас в состояние продуктивной озадаченности, стимулирует креативную инициативу потенциального читателя.

Текст Набокова, взятый как целостное пространство, насыщен материалом по интегративной стилистике, объясняющей авторскую идионорму в едином ключе. Привлекаются материалы его лекций для американских студентов, а также интервью, в которых затронуты творческие принципы писателя и особенности его вербального поведения.

Проблемная ситуация «Автор – адресат – текст», актуальная для когнитивной науки, в творчестве Набокова находит содержательный отклик. Гиперсемантизация, наблюдаемая в художественном опыте Набокова, — эффективное средство воспитания и совершенствования лингвистической компетентности носителя языка. Современная гуманитарная наука обращается к авторитету Набокова в поисках ответа на вопрос о б у с л о в и я х п р о д у к т и в н о с т и т в о р ч е с т в а, о влиянии культуры чтения на активность творческого мышления.