Словотворческая практика Генриха Сапгира


2016. № 1 (7), 321-337

Российский государственный гуманитарный университет

Аннотация:

Словотворчество Генриха Сапгира (1928–1999), проявившееся в двух десятках его концептуальных книг 1960–1990-х годов, можно считать прямым продолжением и дальнейшим развитием аналогичной практики Велимира Хлебникова, подробно описанной в работах Р. Вроона, В. Григорьева и Н. Перцовой, на которые и опирается автор. Сближает двух поэтов, в первую очередь, набор наиболее продуктивных моделей словообразования и общая плотность неологического слоя в стихах разных жанров и форм. С другой стороны, по сравнению с Хлебниковым Сапгир значительно чаще выходит за пределы славянской и восточноязычной лексики, активнее своего великого предшественника обращается к словосложению, звукоподражательной лексике, сочетает неологизмы с классическими формами строфики, использует вариативные повторы неологизмов как в одном тексте, так и в рамках цикла и книги. Особый интерес представляют так называемые «полуслова», активно применявшиеся Сапгиром в разные периоды творчества и созданные, несомненно, под влиянием футуристической языковой практики. К ним примыкают слова-инверсивы, созданные путем перестановки частей, а также макаронизмы, которые тоже можно считать частью общего словотворческого поля поэта. Все это позволяет считать Сапгира наследником футуристической практики словотворчества.