О трансформационной поэтике
Аннотация:
В настоящей статье авангардная поэтика рассматривается как поэтика трансформаций. В историческом авангарде это обращение к анагарамме/метатезе, палиндрому, акростиху, различным способам переразложения слова, наконец, изобретение собственного языка — заумного, который на самом деле являлся наиболее радикальной трансформацией обычного языка.
Велимир Хлебников, явно под влиянием этих открытий, провел глобальный эксперимент по трансформации слов, своего рода нового словообразования. Его идеи
«мелкой колки слов», «смысловых созвездий слов», «свободной плавки» славянских слов и практические разработки этих идей остаются актуальными и вдохновляющими. Этими проблемами много занимался В.П. Григорьев.
Неоавангард использует открытия предшественников и добавляет свое. Так, Г. С пешнев выстраивает огромные словесные массивы из паронимов. Е. Мнацаканова использует секвенционность, вокализируя и консонируя стиховое пространство почти до превращения в музыкальное произведение. А. А льчук создает цепочку новых смыслов перетеканием семантически нагруженных морфем. В. Шерстяной создает значимый текст на основе отдаленно родственных слов, кроме того, он демонстрирует трансформации самого алфавита, проникая к истокам его образования, разделяя графемы на элементы и вновь соединяя. Ры Никонова и Сергей Сигей проводят серию различных трансформаций, учитывая значимость начальной буквы слова, на чем настаивал Хлебников. Таким образом, трансформпоэтика приобретает все большее значение и влияние в поэзии, соединяя современные поиски с поисками начала XX века.