Креативность в разговорной речи: вопросно-ответный диалог*


2016. № 1 (7), 195-207

Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова

Аннотация:

Статья посвящена одному из микрожанров современной русской разговорной речи, диалогам на тему «Как пройти / как проехать?». Такие диалоги открывают широкое поле для использования различных приемов креативности, что проявляется как в зачине (выбор адресата обращения), так и в построении основной части диалога. Рассматриваются две тактики ведения диалога, наивная и креативная. В случае наивной тактики говорящий мыслит собеседника как обладающего теми же качествами, что и он сам. Креативный диалог возникает, когда люди настроены на то, чтобы помочь друг другу. В этом случае говорящий строит свое высказывание с учетом известных и предполагаемых качеств собеседника (возраст, пол, физическое состояние, знание местности, наличие транспортного средства и т.п.). Эвристическая оценка говорящим этих качеств способствует решению коммуникативной задачи, а именно получению информации о расположении некоторого объекта и о пути к нему. Рассматриваются также прагматические компоненты диалога: элементы фатики и самопрезентации с повышающей или понижающей самооценкой. Материал сообщения — записи устной речи, сделанные автором в 2010–2015 гг.