Лингвокреативные механизмы порождения текста: экспериментальный ресурс языковой игры
Аннотация:
В статье постулируется идея использования экспериментального ресурса языковой игры для диагностики и тренинга вербальной креативности с учетом потенциальных векторов развития лингвокреативного мышления в детском возрасте (включая дошкольный и школьный этапы становления личности). Языковая игра рассматривается как осознаваемое нарушение ассоциативных стереотипов употребления словесных знаков и реализация потенциальных регистров словотворчества и текстопорождения. Эта способность развивается, во-первых, постепенно (и не у всех детей), во-вторых, имеет свою индивидуальную доминанту. Сама возможность тренинга вербальной креативности заключена в том, что компенсаторные речевые эвристики ребенка (связанные с дефицитом языкового и когнитивного опыта) и осознаваемая языковая игра — коррелирующие векторы проявления вербальной креативности. Основное различие между ними лежит в области неотрефлексированного и отрефлексированного сознанием ребенка языкового «парадокса». Развитие психолингвистической парадигмы дает возможность использования различных методик, адаптированных к задачам тренинга, в котором техника языковой игры используется как экспериментальный ресурс стимулирования механизмов творчества (в том числе слово- и текстопорождения). Экспериментально верифицирована гипотеза о том, что игровой текст вырастает из игрового слова. В заданном ключе были апробированы экспериментальные методики заполнения текстовых лакун (при опоре на заданный респондентам мотивационный перифраз или самостоятельно выведенный игровой алгоритм); методика продолжения игрового текста, методика создания поля креативных номинаций и текста на их основе, методика написания синквейна. Подобные экспериментальные «срезы» могут способствовать более аргументативному обсуждению разных форм языковой игры в свете их дискурсивной обусловленности (в частности эффективности использованной техники создания игрового текста при его адресации ребенку). Можно констатировать, что игровое конструирование является продуктивной диагностической процедурой, обнаруживающей способность ребенка к считыванию и репродуцированию доступных ему алгоритмов и кодов языковой игры и предполагающей разнообразные модификации «творения слова» в процессе текcтопорождения.