Язык как симфония: поэтический взгляд на соссюровское учение о языке и речи


2016. № 1 (7), 111-120

Институт русского языка им. В.В. Виноградова РАН

Аннотация:

В статье рассматривается слово-символ музыка в его взаимодействии с метадискурсивными, то есть именующими и идентифицирующими речевые акты, словами молчание, шепот, лепет, говор, голос, которые, в свою очередь, в поэтической практике ассоциируются с соссюровской триадой langue – language – parole. Автор приходит к выводу, что музыка ассоциируется и с особыми «языком/языками» и связанной с ними «картиной мира», и с «речью» и «речевой деятельностью», позволяющими миру говорить о себе, а поэту повествовать о мире. «Субъектным» формам каждого из трех уровней соответствуют знаки внешнего мира, подвергающегося поэтическому преобразованию, и воплощения их в воображении и поэтическом мышлении. В статье анализируются и статистические данные: частотность слова-символа музыка равна сумме частоты употреблений слов-символов шепот, говор и молчание, которые представляют собой самостоятельные, но взаимодействующие «музыкальные» компоненты. Такое понимание музыки соответствует представлению Ф. де Соссюра о языке как симфонии, реализация которой не зависит от способа ее исполнения. Исследование выполнено на материале русской поэзии XVIII–XXI веков, представленном в Национальном корпусе русского языка.